Задать вопрос
21 марта, 20:13

Сколько существует правил рационального познания?

+1
Ответы (1)
  1. 21 марта, 21:55
    0
    Во всей своей практической жизни и деятельности человек непосредственно соприкасается с окружающим миром. Предметы и явления воздействуют на органы чувств и вызывают в его мозгу многообразные впечатления - образы этих предметов. Чувственное познаниеесть познание, осуществляющееся посредством органов чувств. Органы чувств у человека "внешние" (зрение, слух, осязание и т. п.) и "внутренние", через последние (ощущение боли, например) человек получает информацию о своем физическом состоянии, о болезни того или иного органа, тех или иных подсистем своего организма. Существует три формы чувственного познания: ощущение (отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов), восприятие (это отражение предметов в целостности их свойств - по "виду", "вкусу" и т. п.), представление. Последняя форма чувственного познания наиболее сложная. Здесь "сложность" в гносеологическом отношении. Здесь нет уже конкретного предмета, который отражается; он отсутствует. Но остается столь же конкретный образ о нем, как и в восприятии, с той лишь разницей, что этот образ несколько "усреднен", на него действуют аналогичные образы прошлого, и он теряет уже некоторые свои уникальные и случайные черты. Для представления характерна память, ее "оживления". В представлении, действует и воображение; при его помощи человек способен восстанавливать не только то, что уже было; он может уже выделять отдельные стороны того или иного объекта и комбинировать их. Могут быть получены представления реальные, которые человек способен реализовать на практике (например, представления о новом каком-либо устройстве автомашины), или же представления нереальные (например, о домовом и т. п.).

    Чувственные восприятия отдельных предметов и явлений сами по себе недостаточны для познания действительности. Ведь общие закономерности связи предметов и явлений непосредственно чувственными восприятиями не охватываются. Для открытия связей и закономерностей предметов и явлений необходимо к чувственному отражению мира присоединить деятельность мышления. Благодаря мышлению осуществляется переход от чувственного познания внешних, единичных, непосредственно воспринимаемых явлений к рациональному познанию внутренних, общих, непосредственно не воспринимаемых закономерностей.

    Основными формами, в которых осуществляется мышления или рациональное познание, является понятие, суждение и умозаключения.

    Понятие - это такая форма мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, качества объекта. Какое бы мышление мы не взяли - самое простое или самое сложное, элементарное, формально-логическое или научно-теоретическое. - оно всегда осуществляется при помощи понятий. Понятие - это тот материал, который служит основой любого мыслительного акта. Понятие всегда является логической абстракцией. Оно лишено чувственности. Понятие можно понять, но не почувствовать.

    В процессе мыслительной деятельности субъект, оперируя понятиями, постоянно высказывает суждения.

    Суждение - это мысль, отражающая в сознании человека наличие или отсутствие какого-либо признака, свойства предмета, его связи с другими предметами. Если понятие отражает лишь общее в вещах, то в суждениях можно отобразить и единичные, и частные, и общие признаки. Более того, поскольку всякое суждение есть связь понятий, то в суждениях можно связывать единичное, частное и общее. Например, "галоген фтор - химический элемент". Общее (химический элемент) связано с особенным (галоген) и единичным (фтор).

    Умозаключение - это такой мыслительный акт, в котором из одних суждений выводятся новые суждения о явлениях окружающего мира.

    Человек познает действительный мир путем живого созерцания и абстрактного мышления. Но какова роль каждого из них в познании действительности? Сенсуалисты считали, что определяющим в познании является чувственный опыт. Абстрактное мышление практически ничего не добавляет к тому, что получено в процессе чувственного познания. "Ничего нет в человеческом уме, чего не было бы уже в чувственных данных", - говорили сенсуалисты.

    Рационалисты утверждали, что в основе познания лежит разум, мышления. Чувства, заявляли они, искажают действительность, вводят нас в заблуждение, поэтому нельзя на них опираться в процессе познания. Только разум может привести к истине.

    На самом же деле ни чувственное познание, ни абстрактное мышление не в состоянии в отдельности, в отрыве друг от друга обеспечить познание сущности исследуемого объекта. Чувственное познание ограничивается фиксацией того, что лежит на поверхности явлений, и не в состоянии проникнуть в сущность. Абстрактное мышление может проникнуть в сущность, но оно не располагает необходимыми данными об исследуемом объекте. Эти данные доставляет чувственное познание. Поэтому чувственное и рациональное познание противопоставлять друг другу.
Знаете ответ?
Сомневаетесь в ответе?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Сколько существует правил рационального познания? ...» по предмету 📘 Обществознание, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы
Похожие вопросы по обществознанию
1) Привести примеры, где человек является субъектом и объектом. 2) Привести примеры чувственного и рационального познания. 3) Показать "положительные" и "отрицательные" стороны чувственного и рационального познания.
Ответы (1)
1 Сопоставьте научное и обыденное познание по следующим критериям: объект познания, субъект познания, методы и средства познавательной деятельности, результаты познания. Сделайте выводы об общих чертах и различиях этих видов познания.
Ответы (1)
Сопоставьте научное и обыденное познание по следующим критериям: объект познания, субъект познания, методы и средства познавательной деятельности, результаты познания. Сделайте выводы об общих чертах и различиях этих видов познания.
Ответы (1)
Что является ошибкой? 4. Интуитивное познание как отдельная ступень познания рассматривается в религиозно-философских концепциях. 5. к основным формам чувственного познания относятся умозаключение, ощущение, восприятие. 6.
Ответы (1)
7. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Результат познания не может зависеть от установки, целей и предыдущего опыта познающего субъекта 2) Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных
Ответы (1)