Задать вопрос
25 апреля, 13:00

Какой композиционный прием использовал А. П. Чехов в рассказе "Толстый и тонкий"?

+4
Ответы (1)
  1. 25 апреля, 16:43
    0
    Роль художественной детали. Антон Павлович Чехов - один из самых известных русских писателей XIX века. Он не писал больших романов и повестей. Его рассказы, как правило, невелики, и даже можно сказать коротки. Но мастерство Чехова-писателя было в том, что он в небольшом рассказе мог сказать больше, чем иногда можно прочитать в романе. Секрет этого в том, что он умело мог использовать художественную деталь.

    Художественная деталь - это выразительная подробность, которая помогает нам лучше представить предмет и его отличия от других. Как правило, в своих рассказах А. П. Чехов не дает очень подробных описаний портретов своих героев, событий, которые с ними происходят, окружающей обстановки. У каждого предмета, явления или героя он выделяет одну или несколько деталей, которые могут привести читателя к более глубокому пониманию событий.

    Так например, главные герои рассказа "Толстый и тонкий" представлены автором только через детали. О толстом сказано всего лишь, что после обеда в ресторане на вокзале "губы его, подернутые маслом, лоснились как спелые вишни" и пахло от него "хересом и флердоранжем". Но по этим деталям читатель уже многое может сказать об этом человеке. Понятно, что толстый (Михаил) материально обеспечен и ни в чем не испытывает нужды, ведь обедает-то он в ресторане, ел, очевидно, дорогие блюда, так как губы в масле, и пахнет огнего вином и дорогим одеколоном. Читателю сразу становится ясно, что перед нами достаточно преуспевающий, уверенный в себе и обеспеченный человек.

    Тонкий же (его зовут Порфирий) "вышел из вагона и был навьючен чемоданами ... пахло от него ветчиной и кофейной гущей". По этим художественным деталям мы можем сказать, что перед нами человек, не имеющий постоянной службы, переезжающий с места на место и окончательно не устроившийся в жизни. Обед его был очень скромен, а значит, и живет он не в достатке. Рассказ тонкого о себе подтверждает это. Жалованье у него плохое и ему с женой приходится подрабатывать. Следующие детали подтверждают и несколько расширяют преставления читателя о героях. Это их гимназические прозвища, о которых вспоминает тонкий. Оказывается, нынешнее положение героев прямо связано с их прошлым. Толстого звали Геростратом. Это человек, который из желания прославиться любой ценой сжег храм Артемиды Эфесской - одно из чудес света. Такая деталь говорит многое о характере толстого. Понятно, что он стремится быть первым во всем и иметь высокий чин. Тонкого же дразнили Эфиальтом за то, что он любил ябедничать. Таким он и остался и выслуживался перед начальством, угождая ему и донося на других. Когда выясняется, что должность толстого самая высокая - тайный советник, автор удивление и реакцию тонкого передает тоже через детали. Порфирий так привык к чинопочитанию, что при виде человека старшего по должности он "съежился, сгорбился, сузился". Даже его чемоданы стали меньше, а сын стал по стойке смирно. Обращение к Михаилу тоже изменилось. В речи тонкого появились такие слова как "ваше превосходительство", "помилуйте", "приятно-с", угождающий смешок "хи-хи-хи". По нескольким этим словам можно представить стиль общения тонкого с вышестоящими людьми.

    Таким образом, благодаря художественной детали в рамках короткого рассказа мы многое узнаем о судьбе, характере и поведении главных героев. Художественная деталь помогает нам почувствовать и отношение автора к своим героям. А. П. Чехов осуждает чинопочитание тонкого. Это качество победило в нем все остальные. Поэтому с таким человеком неприятно общаться, и не только толстому.
Знаете ответ?
Сомневаетесь в ответе?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Какой композиционный прием использовал А. П. Чехов в рассказе "Толстый и тонкий"? ...» по предмету 📘 Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы