Задать вопрос
19 июня, 23:08

Какое место в системе образо романа Обломов занимает сюжетная линия "Обломов-Агафья Пшеницына"? Довершает ли эта линия окончательное"развенчание Обломова или, наоборот в чем-то поэтизирует его образ?

+2
Ответы (1)
  1. 20 июня, 01:44
    0
    "Любовь" как смысловой комплекс объединяет три типа любовных

    историй.

    а) Идеальный мир чувств (Обломов - Ольга Ильинская), где все идеально. Для обоих идеальной сферой пребывания является музыка, она наполняет их неведомыми переживаниями.

    б) Идиллические отношения (Обломов - Агафья Пшеницына) развваются на фоне контрастном предыдущему. Выборгская сторона - это не тенистые аллеи, не горные тропы. Здесь вокруг огороды и деревянные дома, крапива - в канаве и куры во дворе. Этот уголок отделен от прочего мира широкой рекой. Автор в данном случае воссоздает здесь не психологические переживания героев, а обстановку "высшего порядка", атмосферу чистоты, уюта, покоя. Через них передается состояние Обломова - "покой, довольство и безмятежная тишина". В "тонком сне" Обломову грезилось, будто "он достиг той обетованной земли, где текут реки меда и молока". Пробуждаясь, он видел, что рай окружает его наяву: царство солнечного света, пение канареек, аромат экзотических гиацинтов и самое главное - любовь.

    В самом начале этого любовного сюжета образ Агафьи (греч. доброта) являет собой торжество материального начала. Это "простая баба", весь внутренний потенциал которой исчерпывался словом "глупость". Примечателен облик вдовы-чиновницы, вернее, "говорящие" детали, задерживающие взгляд Обломова: "затылок", "шея", "спина", "локти". Ракурс обломовского восприятия героини в большинстве случаев

    предполагает "вид сзади". В то время как пластика внешнего выражения образа Ольги обратная: детали облика - глаза и брови, недвижные губы, ракурс видения - "вид спереди".

    Однако в последней части романа, когда любовь пробудила в Агафье качества высшего порядка, преобразила ее, героиня становится похожей на подвижниц со страниц древнерусских житий: живет она в полном согласии с миром, в душе ее - тишина и покой. Местом ее подвижничества был дом, как и у ее возможного прототипа Ульянии Осорьиной - она труженица, устроительница домашнего очага. Любит Агафья по-евангельски, "не превозносясь" и "не ища своего". Для Ольги любовь была одним из

    средств самоутверждения. Агафья ничего не стремится "сжечь и развеять". Внутренняя логика образа Пшеницыной обусловила ее преображение из "простой бабы" в подвижницу духа. В свое время Аполлон Григорьев тонко заметил, что Агафья "гораздо

    более женщина, чем Ольга". Это вполне созвучно авторской концепции развития образа, согласно которой Агафья должна соответствовать русским архетипическим представлениям о женском достоинстве.

    в) "Разумное сосуществование" (Штольц - Ольга Ильинская). Эта история параллельна идиллической истории любви Обломова и Пшеницыной. Чувства героев полны изысканности, "тончайшей игры ума". Здесь также нет места плотскому влечению.
Знаете ответ?
Сомневаетесь в ответе?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Какое место в системе образо романа Обломов занимает сюжетная линия "Обломов-Агафья Пшеницына"? Довершает ли эта линия ...» по предмету 📘 Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы