Задать вопрос
10 мая, 12:51

Как между собой связаны экология природы и экология культуры?

+1
Ответы (1)
  1. 10 мая, 14:29
    0
    ак мы видим, культура - это способ духовного освоения действительности. Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры.

    Неразрывное единство человека и природы предполагает отношение к ней - "неорганическому телу" человека - как к своему собственному организму. По отношению к природе культура - возделывание, культивирование, обработка почвы, а по отношению к человеку - воспитание, формирование чувств и мыслей. Здесь речь идет о человеческой сущности природы, которая существует только для общественного человека, поскольку только в обществе природа является жизненным элементом человеческой деятельности. Культура - это целостный организм, и потому наиболее благоприятного результата достигает личность, открытая для разнообразия видов духовной деятельности.

    Человеческая сущность предметов природы, явлений и процессов проявляется в том, что они во взаимодействии с человеком обретают человеческие, культурные определения. Кусок мрамора имеет разные определения для строителя, скульптора или химика - неорганика, а молния на небесах - для жреца, поэта или физика. Во всех случаях человек создает "вторую природу", исходя из закономерностей объективного мира. И наоборот, - человек воспринимает объективный мир, находящийся вне его органов чувств, в той мере, в какой он включается в сферу культурного творчества человека. Человек постигает гармонию, порядок в природе, "встраивая" ее вне себя, свою практически - преобразующую и познавательную деятельность. Тем самым он творит мир человеческой культуры[4, С. 322].

    Мир, в котором живет человек - целостен, он представляет собой сложную систему "природа - общество". Культура функционирует на всех уровнях именно этой системы. Поэтому направления, в которых культура осуществляет реализацию своих функций, многообразны, хотя внутренне целостны и едины.

    Исторически самым ранним объектом культуропреобразующего воздействия стала природа как объективная реальность и природная сущность человека. Когда человек начал созидать "собственный мир", когда он стал переделывать природу в "свое" обиталище, в "свой" дом, он сделал первый шаг к разрыву с матерью-природой, породившей его. Эволюции человека оказалось тесным лоно природы, и он вышел за ее границы, вышел в мир внеприродной реальности, создал мир артефактов, то есть культуры и социума.

    Как отмечает Н. Бердяев, для естественно-природных явлений, принципы происхождения находятся в самих этих явлениях. "В то время, как для артефактов, явлений, созданных культурой, принципы происхождения находятся вне этих явлений, в голове человека, проектирующего и осуществляющего продуцирование артефактов" [4, С. 323].

    Многие критики отмечают в этом несовместимость природы и культуры. Существует точка зрения, которая разрабатывает идею о несовместимости природы и культуры, противоречия биологического и социального в человеке.

    Однако, вне природы "первой" никакая культура невозможна. "Культура трансформирует, преобразовывает то, что дано первой природой. По этому поводу существует противоположная точка зрения, которая разрабатывает идею природоцентризма, где обосновывается вывод о центральной и основополагающей роли первой природы в развитии культуры и человека" [3, С. 216]. Однако более предпочтительной кажется идея обобщения двух крайних точек зрения, идея поиска гармонизации природы и культуры.

    Культура, конечно, формирует человека настолько существенно и глубоко, что можно утверждать, что она создает новый вид человека. Собственно, до культуры или вне культуры не существует человека как разумного и социального существа. Сущность человека глубоко сопряжена с сущностью культуры. Однако сущность человека в широком смысле слова не исключает его биологические характеристики как вида. Поэтому возникновение культуры логичнее было бы рассматривать как дальнейший шаг естественной, природной эволюции.

    Во взаимоотношениях человека с природой культура играет особую роль. Социальная организация может быть одинаковой у различных народов, но невозможно спутать их художественные вкусы, обычаи, традиции. Национальный мир - это единый космос, в котором слиты человек и исторически окружающая его природа, которая влияет на социальную психологию этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его практической деятельности[12, С. 298].

    Природа - это не только окружающие человека поля, леса, рощи, это и то, что человек получает от рода. Культура связывает (а не только разъединяет) человека с природой, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самого человека во всех его этнических проявлениях.
Знаете ответ?
Сомневаетесь в ответе?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Как между собой связаны экология природы и экология культуры? ...» по предмету 📘 Обществознание, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы
Похожие вопросы по обществознанию
В зерновые культуры входит - В овощные культуры входит - В масличные культуры входит - В прядильные культуры входит - В кормовые культуры входит-
Ответы (1)
Что такое экология? Какие службы по охране природы вы знаете? Что значит быть здоровым человеком? Почему нужно руководить чуствами и своими поступками? Как связаны между собой уважение и достоинство? Что такое равенство всех перед законом?
Ответы (1)
Как связаны между собой бюрократия, как связаны между собой бюрократия, группы давления, лобби, номенклатура, криминалитет, парламент, элита, аристократия, олигархия.
Ответы (1)
Верны ли следующие суждения о достижениях культуры? А. Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи. Б. Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры.
Ответы (1)
Прочти фрагмент статьи великого российского ученого и общественного деятеля Д. С. Лихачева, обращенной к школьникам, и ответь на задания.
Ответы (1)