Задать вопрос
14 октября, 20:46

Признаки элитарной культуры

+1
Ответы (2)
  1. 14 октября, 21:34
    0
    Субъектом элитарной, высокой культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей[2]. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.

    Если иметь в виду искусство массовой культуры, то можно констатировать различную чувствительность его видов к данному соотношению. В области музыки форма в полной мере является содержательной, даже незначительные её трансформации (к примеру, широко распространенная практика перевода классической музыки в электронный вариант её инструментовки) приводят к разрушению целостности произведения. В области изобразительного искусства к аналогичному результату приводит перевод аутентичного изображения в иной формат - репродукции или цифрового варианта (даже при стремлении сохранения контекста - в виртуальном музее). Что же касается литературного произведения, то изменение режима презентации - в том числе с традиционного книжного на цифровой - не влияет на его характер, так как формой произведения, структурой являются закономерности его драматургического построения, а не носитель - полиграфический или электронный - этой информации. Определять подобные произведения высокой культуры, изменившие характер функционирования как массовые позволяет нарушение их целостности, когда вторичные или, по крайней мере, не основные их составляющие акцентируются и выступают в качестве ведущих. Изменение аутентичного формата феноменов массовой культуры приводит к тому, что изменяется сущность произведения, где идеи предстают в упрощенном, адаптированном варианте, а креативные функции сменяются социализирующими. Это связано с тем, что, в отличие от высокой культуры, сущность массовой культуры состоит не в творческой деятельности, не в производстве культурных ценностей, а в формировании "ценностных ориентаций", соответствующих характеру господствующих общественных отношений, и выработке стереотипов массового сознания членов "потребительского общества". Тем не менее элитарная культура является для массовой своеобразным образцом, выступая как источник сюжетов, образов, идей, гипотез, адаптируемых последней к уровню массового сознания.

    По мнению И. В. Кондакова [4], элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно её творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех её исторических и типологических разновидностях - фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX века и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:

    сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;

    способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;

    способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;

    наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и "высокими";

    жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе "посвященных";

    индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;

    созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;

    использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, "остраняющей" интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре её преобразованием, подражание - деформацией, проникновение в смысл - домысливанием и переосмысливанием данности;

    смысловой и функциональной "закрытостью", "узостью", обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а её носители превращаются в своего рода "жрецов" этого знания, избранников богов, "служителей муз", "хранителей тайны и веры", что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.
  2. 14 октября, 21:44
    0
    сложность, креативность. узкий круг создателей и аудитории. опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. не преследует материальную выгоду. создание нового неповторимого смысла культуры. стремление к культурному освоению предметов.
Знаете ответ?
Сомневаетесь в ответе?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Признаки элитарной культуры ...» по предмету 📘 Обществознание, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы
Похожие вопросы по обществознанию
Верны ли следующие суждения о продуктах элитарной культуры? Продукты элитарной культуры 1) Предназначены для потребителя, обладающего специальной подготовкой, воспринимающего сложный язык данного типа культуры;
Ответы (1)
Верны ли следующие суждения о формах культуры? 1) произведения, созданные в рамках элитарной культуры, со временем могут быть отнесены к массовой культуре.
Ответы (1)
А24 Верны ли следующие суждения о формах культуры. А. Произведения, созданные в рамках элитарной культуры, со временем могут быть отнесены к массовой культуре. Б.
Ответы (1)
Приведите примеры - элитарной культуры, народной культуры, массовой культуры, субкультуры и контркультуры.
Ответы (1)
Появление в великобритании панк-движения как протеста против общественной морали и реакции на безработицу, является примером: 1) поп-культуры 2) контркультуры 3) элитарной культуры 4) народной культуры
Ответы (1)