Задать вопрос
4 декабря, 07:17

В чем проявляется неразрывная связь чувственного и рационального познания?

+3
Ответы (1)
  1. 4 декабря, 09:13
    0
    При оценке значения этих различных форм познания в гносеологии возникли два основных направления - эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от древне греч. "empeiria" - опыт) признает чувственный опыт главным источником знания и считает, что все остальное знание опирается на чувственное познание. Рационализм (от лат. "ratio" - разум) - признает разум, мышление основой познания. Между представителями эмпиризма и рационализма шел постоянный спор, особенно в философии Нового времени. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что в сознании человека есть набор некоторых исходных "врожденных" идей. Это такие идеи, как "я мыслю, следовательно существую", основные положения логики и математики (целое больше части и т. п.). Исходя из них как из аксиом можно посредством логических выводов получать знание о действительности. Эмпирики (Бэкон, Локк, Юм) доказывали, что никаких врожденных идей не существует. От рождения сознание человека есть "чистая доска", а все знание первоначально приобретается из восприятия и опыта. Их основной принцип: "нет ничего в разуме, чего сначала не было бы в чувствах". Рационалисты считали основным методом познания логическую дедукцию - вывод из общих идей разума более конкретного знания. В этом они ориентировались на методы математики, пытались построить и в других науках такие же строгие дедуктивные системы. Эмпирики подчеркивали роль наблюдений, фактов и их обобщения с помощью индукции. Индуктивный метод предполагает сначала сбор многих фактов, наблюдений, а затем их обобщение с целью обнаружения общих свойств и устойчивых взаимосвязей, которые выражаются в виде законов. Спор между рационализмом и эмпиризмом внес много ценного в теорию познания. Но сторонники рационализма и эмпиризма слишком преувеличивали значение одной стороны человеческого познания и соответственно недооценивали другую. Для того чтобы получить знание, на самом деле нужны и понятия разума, и чувственный опыт. Противостояние между рационализмом и эмпиризмом во многом преодолел в своем учении о познании Кант, который показал, что в познании всегда необходим синтез чувственного и рационального. Согласно Канту, опыт, эмпирия дает материал, содержание нашему познанию, а разум придает ему форму. Содержание невозможно без формы, а форма без содержания. В современной теории познания положение о том, что в человеческом познании чувственное и рациональное неразрывно связаны, стал общепринятым
Знаете ответ?
Сомневаетесь в ответе?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «В чем проявляется неразрывная связь чувственного и рационального познания? ...» по предмету 📘 Обществознание, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы
Похожие вопросы по обществознанию
1) Привести примеры, где человек является субъектом и объектом. 2) Привести примеры чувственного и рационального познания. 3) Показать "положительные" и "отрицательные" стороны чувственного и рационального познания.
Ответы (1)
Верны ли следующие суждения о формах чувственного познания? А. Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, память В. Ощущение-это отражение отдельных свойств предмета, явлений, процессов
Ответы (1)
К формам чувственного познания относится чувственного познания относится
Ответы (1)
Что является ошибкой? 4. Интуитивное познание как отдельная ступень познания рассматривается в религиозно-философских концепциях. 5. к основным формам чувственного познания относятся умозаключение, ощущение, восприятие. 6.
Ответы (1)
Выберите правильные ответ: А. Ощущение, восприятие и понятие - это формы чувственного познания Б. Представление, суждение, умозаключение - это формы рационального познания 1. Правильный ответ А 2. Правильный ответ Б 3. Правильного ответа нет 4.
Ответы (1)