Задать вопрос
28 мая, 02:50

В чем проявляется "память жанра" в Прелюдии ля мажор?

+3
Ответы (1)
  1. 28 мая, 05:31
    0
    О чём рассказывает музыкальный жанр

    "Память жанра". Такие разные песни, танцы, марши ...

    Огромный мир музыкального содержания зашифрован, прежде всего, в жанрах. Есть даже такое понятие "память жанра", указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя определённые образы и представления.

    Например, что представляется нам, когда мы слушаем вальс или польку, марш или колыбельную песню?

    Не правда ли, в нашем воображении тотчас возникают кружащиеся в благородном танце пары (вальс), весёлая молодёжь, оживлённая и смеющаяся (полька), торжественная поступь, нарядные мундиры (марш), ласковый материнский голос, родной дом (колыбельная).

    Такие или похожие представления вызывают эти жанры у всех людей мира.

    О такой способности музыки - способности вызывать в памяти образы и представления - писали многие поэты, в частности Александр Блок:

    Под звуки прошлое встаёт

    И близким кажется и ясным:

    То для меня мечта поёт,

    То веет таинством прекрасным ...

    Слушание: Фредерик Шопен. Полонез ля-бемоль мажор (фрагмент).

    Обращение к определённым жанрам и у самих композиторов нередко вызывало яркие и живые образы. Так, существует легенда о том, что Ф. Шопен, сочиняя Полонез ля-бемоль мажор, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времён.

    Благодаря такой особенности музыкальных жанров, заключающих в себе огромные пласты воспоминаний, представлений и образов, многие из них используются композиторами намеренно - для заострения того или иного жизненного содержания.

    Всем известно, как часто используются в музыкальных произведениях подлинные народные жанры или умело выполненные стилизации. Ведь они самым тесным образом были связаны с жизненным укладом людей, звучали во время работы и весёлого досуга, на свадьбах и похоронах. Жизненное содержание таких жанров неразрывно сплелось с их звучанием, так что, вводя их в свои произведения, композитор достигает эффекта полной достоверности, погружает слушателя в колорит времени и пространства.

    Польский акт в "Иване Сусанине" Михаила Ивановича Глинки благодаря использованию жанров мазурки и полонеза становится тонкой характеристикой польской шляхты, участвуя и в дальнейшем развитии оперы - в сцене гибели поляков и Сусанина.

    Слушание: Глинка. Мазурка из оперы "Иван Сусанин".

    Народные былины в "Садко" Николая Андреевича Римского-Корсакова придают опере эпический смысл, характеризуя героев в возвышенно-поэтическом ключе.

    Слушание: Римский-Корсаков. Величальная песня из оперы "Садко".

    Хорал в кантате "Александр Невский" Сергея Прокофьева становится ярким средством характеристики рыцарей-крестоносцев.

    Слушание: Прокофьев. "Крестоносцы во Пскове" из кантаты "Александр Невский".

    Опора на народный жанр или жанр древнего искусства нередко становится средством постижения общечеловеческих культурных ценностей.

    Как много сумел сказать француз Морис Равель в своём испанском танце "Болеро" ...

    Слушание: Равель. "Болеро".

    Михаил Иванович Глинка в испанских увертюрах "Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде" ...
Знаете ответ?
Сомневаетесь в ответе?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «В чем проявляется "память жанра" в Прелюдии ля мажор? ...» по предмету 📘 Музыка, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы