Задать вопрос
26 сентября, 15:42

Возрождение музыкальной культуры в России

+1
Ответы (1)
  1. 26 сентября, 15:55
    0
    Музыкальная культура эпохи Возрождения

    Итальянское слово Ренессанс в оригинале звучит как "ринашита" (rinascita), оно придумано Джорджо Вазари. Впервые термин был использован им в труде "Жизнеописания" в значении "расцвет искусств", чтобы указать на период, когда художники в своём творчестве освободились от греко-византийских и римско-латинских канонических форм.

    Для определения культурного движения в Европе с 14-го по 17-ое столетия термин "возрождение" или "ренессанс" (от итальянского глагола "rinascere" "возродиться") использовал в 19-ом веке в работе "История Франции" французский историк Жюль Мишле.

    Немного об эпохе Возрождения в целом

    Эпоха Возрождения характеризуется рекультивацией классической (имеется в виду греко-римский классицизм) культуры. Многие исследователи считают, что ренессансные идеи имеют свое начало в конце 13-го века во Флоренции в литературе и изобразительном искусстве, и связаны, в частности, с произведениями Данте Алигьери, Франческо Петрарки и фресками Джотто ди Бондоне.

    Притом, что поэты, художники, философы эпохи Возрождения были и не менее религиозны, чем их предшественники эпохи Средневековья

    , они стремились примирить теологическую практику с новым духом - научными исследованиями (философия, названная гуманизмом, пронизывает всю эпоху). Это был время активизации учений, научных достижений, великих географических открытий. В музыке, которая станет неотъемлемой частью религиозной, гражданской и придворной жизни, кардинальные изменения обозначились, начиная с 15-го века.

    Периодизация и эволюция музыки Возрождения

    Большинство музыкальных историков полагает, что эволюция ренессансной музыки охватывает период в 200-ти лет. Традиционно её разделяют на:

    музыку раннего периода Ренессанса, с 1400-го по 1467-ой годы; музыку среднего периода Ренессанса, с 1467-го по 1534-ый годы; музыку Позднего (или Высокого) Ренессанса, с 1534-го по 1600-ый годы.

    Такая периодизация в свою очередь связана с расцветом и доминированием разных композиторских школ в Западной Европе. Стилистические характеристики, определяющие музыку Ренессанса, - полифоническая текстура, подчиняющаяся законам контрапункта и регулируемая унаследованной от средневековья модальной системой григорианского хорала.

    Музыкальная культура Возрождения иногда позиционируется как "золотой век хоровой музыки". На самом же деле, горизонты музыки были значительно расширены.

    Если в период средневековья композиторы и музыканты работали преимущественно на церковь, то вследствие религиозного и светского раскола, произошедшего в Западной Европе в эпоху Возрождения, музыка обрела нескольких покровителей: католическую и протестантскую церкви, королевские дворы, богатых аристократов, новый буржуазный класс. Все они стали источниками доходов для композиторов, включая, конечно, и мелотипию: музыкальная культура Возрождения тесно связана с новыми технологиями (изобретением книгопечатания подвижными литерами Иоганном Гуттенбергом).

    Эстетические особенности музыки Возрождения

    Как и другие виды искусства, музыка в значительной степени находилась под влиянием событий, определяющих эпоху Возрождения в целом: рост гуманистической мысли, восстановление греко-римского классического наследия, инновационные открытия. Древние тексты были пересмотрены, вновь выступая объектом для изучения, а ещё они были отредактированы, но только в соответствие с развивающимися науками.

    В то время как все искусства и науки считались взаимосвязанными в древнегреческой культуре, гуманисты эпохи Возрождения их разделяли, выделяя и изучая их индивидуальные качества. Музыка, в частности, рассматривалась как экспрессивное искусство, способное повлиять на эмоции и чувства, то, что было неслыханным для средневекового времени.

    Усилия по организации знаний в музыке включали упорядочение звукоряда так, что можно было бы установить взаимосвязи между нотами и человеческими эмоциями.

    Важно и то, что музыкальная культура Возрождения характеризуется концепцией гуманизма. Благодаря нему произошло смещение интеллектуальных акцентов - с повсеместного доминирования религиозной мысли к возможностям и достижениям светского человека. Индивидуальный творческий гений человека находился в гораздо более высоком положении. Это означало и то, что многие композиторы были признаны.

    Впрочем, в большей степени ренессансная музыка все-таки являлась духовной, как и в средневековое время, но "гуманистические" изменения повлияли на поиски более яркой выразительности в ней - для достижения совершенства.

    Основная музыка периода раннего возрождения, написанная для важных церквей и королевских часовен, - это полифонические мессы и песнопения (мотеты) на латинском языке. Но в свете религиозных реформаций возникли новые виды духовной музыки, более того, столь грандиозные потрясения на церковной сцене привели к тому, что светская музыка набирала реальную силу и могла уже соперничать со своей "священной" коллегой.
Знаете ответ?
Сомневаетесь в ответе?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Возрождение музыкальной культуры в России ...» по предмету 📘 Музыка, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы