Задать вопрос
3 декабря, 08:15

какова роль первой главы в раскрытии идейного замысла мертвые души?

+5
Ответы (2)
  1. 3 декабря, 10:58
    0
    Роль 1 главы состоит в том, что в ней состоит весь смысл произведения и описание тех самых "мёртвых душ", "мёртвые души" чиновников и "мёртвые души" погибших крустьян.
  2. 3 декабря, 12:12
    0
    К концу же поэмы лирическая стихия почти полностью захватывает произведение. Заключительная глава изобилует авторскими рассуждениями. Здесь-то и дается ключ к пониманию идейно-композиционных особенностей "Мертвых душ". Лирическое отступление о человеческих страстях наводит на мысль о том, что Гоголь отождествляет каждую главу о помещике с какой-нибудь преодоленной страстью. Например, в глаке о Манилове побеждается уныние, о Коробочке - - страх, с Ноздреве - - гнев, о Собакевиче - - невежество, а в главе о Плюшкине происходит перелом: появляется мотив церкви, больше церковной лексики, сам же Плюшкин ассоциируется с вфодивым, возникает мотив "подъема". Если до этой главы Чичиков постоянно "спускается вниз" (падение во время грозы), то с этого момента он "поднимается" (например, он взбегает по лестнице к прокурору), поднимается из глубин ада после выкупа "мертвых душ". Таким образом, получается, что творческий замысел Гоголя сосредоточен именно в лирике, рассказ же о похождениях Чичикова - - это иллюстрация морали, притча, рассказанная во время проповеди, а "Мертвые души" - - художественная проповедь (в этом-то и заключается жанровое своеобразие поэмы). Гоголь же предстает как пророк, несущий божий свет людям ("Кто же, как не автор, должен сказать святую правду?"). Писатель пытается указать человечеству дорогу к Богу, направить грешных на путь истинный. И в последнем лирическом отступлении он создает образ дороги, дороги к свету, к чуду, к перерождению, ко второму тому. Словесная магия переносит читателя в другое измерение ("кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг", "и мчится вся вдохновенная богом"). Русь-тройка же летит по пути духовного преображения. Образ России, устремленной "в даль веков", разрабатывает и Блок в своем пророческом цикле "На поле Куликовом" (Родина замечательна здесь в образе степной кобылицы, которая воплощает в себе вечное движение).

    В процессе изображения помещиков и чиновничества перед читателями постепенно развертывается образ главного героя повествования - Чичикова. Лишь в заключительной, одиннадцатой главе Гоголь раскрывает его жизнь во всех деталях и окончательно разоблачает своего героя как ловкого буржуазного хищника, мошенника, цивилизованного подлеца. Такой подход обусловлен стремлением автора полнее изобличить Чичикова как общественно-политический тип, выражающий новое, еще только зреющее, но уже вполне жизнеспособное и достаточно сильное явление - капитал. Именно поэтому его характер показан в развитии, в столкновениях со множеством самых различных препятствий, возникающих на его пути. Замечательно, что все другие персонажи "Мертвых душ" предстают перед читателем психологически уже сложившимися, то есть вне развития и внутренних противоречий (исключение в какой-то мере составляет Плюшкин, которому дана описательная предыстория). Такая статичность характеров подчеркивает застойность быта и всего образа жизни помещиков и способствует концентрации внимания на особенностях их характеров.

    Последняя, 11-я, глава завершается восторженным гимном Родине, ее прекрасному будущему.

    Как видно, от главы к главе темы лирических отступлений приобретают все большую социальную значимость, а трудовой народ предстает перед читателем в неуклонно повышающейся прогрессии его достоинств (упоминания об умерших и беглых мужиках Собакевича и Плюшкина).

    Таким образом, Гоголь достигает в композиции поэмы той непрерывно увеличивающейся напряженности, которая в совокупности с усиливающейся драматичностью действия сообщает "Мертвым душам" исключительную занимательность.

    Композиция поэмы не только великолепно развертывает сюжет, в основе которого лежит фантастическая авантюра Чичикова, но и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных эпизодов воссоздать всю действительность николаевской Руси. Все вышесказанное убедительно доказывает, что композиция поэмы отличается высокой степенью художественного мастерства.
Знаете ответ?
Сомневаетесь в ответе?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «какова роль первой главы в раскрытии идейного замысла мертвые души? ...» по предмету 📘 Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы
Похожие вопросы по литературе
Просто выбери, осмысленно! Какая тема для сочинения по "Мёртвым душам" будет легче и лучше? 1. "Герои один пошлее другого" (Образная система поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души 2. Тема города в поэме "Мертвые души" и комедии "Ревизор". 3.
Ответы (1)
роль эпилога в раскрытии идейного замысла романа преступление и наказании
Ответы (1)
Роль сна в раскрытии идейного замысла поэмы Мцыри
Ответы (1)
Темы для сочинения по поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" 1. Почему в галерее "мёртвых душ" Плюшкин изображён последним? 2. Размышление над поэмой "Мёртвые души". 3. Тема дороги в поэме "Мёртвые души". 4. История жизни Чичикова в поэме Н. В.
Ответы (1)
Сочинение по поэме "Мертвые души" смысл названия поэмы "Мертвые души". План: 1. Метафорический смысл заглавия поэмы 2."Мертвые" души в поэме: а. образы помещиков б. сатирические портреты чиновников города в. Чичиков как антигерой своего времени 3.
Ответы (1)