Задать вопрос
13 мая, 08:22

Выявить авторскую оценку образа и определить духовно-нравственное состояние Измаила (Флягина) в 20 главе повести очарованный странник

+5
Ответы (1)
  1. 13 мая, 10:39
    -1
    Флягин - герой повести-очерка Н. С. Лескова "Очарованный странник" (1873). Ф. находится в ряду лесковских героев-странников, чудаков, богатырей-праведников, таких, как Ахилла Десницын ("Соборяне"), Розанов ("Некуда") и др. Образ Флягина является одним из центральных в огромной галерее "русских характеров" Лескова и олицетворяет собой "живого" русского богатыря. Сам сюжет "Очарованного странника" - это рассказ-повествование Флягина о своей жизни и судьбе.

    Флягин "моленый сын", и ему предначертано стать монахом, но другая сила - сила очарования жизни - заставляет его идти дорогами чередующихся странствий, увлечений, страданий. В ранней молодости Флягин совершает тяжкий проступок - глумится над старым и убогим монашком и доводит его до гибели. С этого начинается "одиссея" героя. Он ворует лошадей для цыган, становится нянькой у маленькой девочки, попадает в плен к татарам, затем его возвращают помещику, который велит его высечь, он становится конэсером у князя, очаровывается цыганкой Грушей, а затем сбрасывает ее, покинутую князем, по ее же просьбе, в реку, попадает в солдаты вместо другого, становится офицером и георгиевским кавалером, выходит в отставку, играет в театре и, наконец, уходит в монастырь послушником. Но и в монастыре нет ему покоя: его одолевают "бес и бесенята". Посаженный в яму, он начинает "пророчествовать" о скорой войне и, наконец, отправляется на богомолье в Соловки.

    В русле литературного процесса второй половины XIX века Ф. очень близок страннику Макару Долгорукому из романа Ф. М. Достоевского "Подросток" (1874). Мотивы духовного и физического скитальчества, войны и мира во многом заимствованы от героев "Войны и мира" (1869) Л. Н. Толстого. (Пророчествование Ф. - "егда рекут мир, нападает внезапу всегу-бительство".)

    В образе Ф, Лесков, по-видимому, развил идею Н. В. Гоголя о "богатырстве" русского человека: "В России теперь на каждом шагу можно сделаться богатырем. Всякое звание и всякое место требуют богатырства" ("Выбранные места из переписки с друзьями", 1843). Идея "вечного" странничества, как наказания за глумление над чужим несчастьем, сближает Ф. с образом Агасфера из романа "Вечный жид" (1845) французского писателя Э. Сю, с творчеством которого Лесков был подробно знаком.

    Образ Ф. имеет и глубокие фольклорно-мифологические корни. Он являет собой органический синтез Ильи Муромца, Иванушки-дурачка и Одиссея. Сам Лесков описывает его как "типического, простодушного русского богатыря, напоминающего Илью Муромца". "Очарованность" Ф. напоминает очарованность Иванушки-дурачка, который на предложение "проси, чего хочешь" просит гармонь, на которой и играть-то не умеет. История с татарским пленом Ф. во многом сравнима с мытарствами Одиссея. Так же как Одиссей стремился вернуться на Итаку, Ф. пытается вернуться обратно к людям "своей веры", в свой "духовный дом".

    Приход Ф. к религии, его уход в монастырь после всех перипетий, а также эпитет "очарованный" (т. е. "околдованный") заставляют вспомнить и о другом герое классической литературы древности - Луции, герое "Метаморфоз" Апулея. И здесь в образе Ф. просматриваются корни платоновской философии души, очарованной воспоминаниями о прекрасном "занебесье" и едущей в колеснице, запряженной черным и белым конем. (Ф. - конэсер, знаток и укротитель коней.) Образ Ф. становится своего рода первой русской интерпретацией "платоновской души". По-разному относятся исследователи образа Ф. и к его "очарованности", различая в ней "душевную, небесную" компоненту и "телесную, земную" : "Божественная душа человека прикована злом к земному миру, к грешному телу, вследствие этого она очарована. Она может быть спасена, если только снова найдет дорогу на свою небесную родину. Однако этот путь идет через все земные страдания. Расколдовывание (разочарование) - это душевное очищение человека" (М. Л. Ресслер).
Знаете ответ?
Сомневаетесь в ответе?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Выявить авторскую оценку образа и определить духовно-нравственное состояние Измаила (Флягина) в 20 главе повести очарованный странник ...» по предмету 📘 Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы
Похожие вопросы по литературе
Повесть Лескова"Очарованные странник". Побег из татарского плена (глава девятая). 1. Озаглавить фрагмент. 2. Выделить основные черты характера героя и подтвердить свои суждения текстом. 3. Определить духовно-нравственное состояние героя. 4.
Нет ответа
Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета: А) "Гроза", "Очарованный странник" Б) "Очарованный странник", "Кому на Руси жить хорошо" В) "Кому на Руси жить хорошо", "Человек в футляре" Г) "Гроза",
Ответы (1)
Образ Флягина в повести Очарованный странник
Ответы (1)
Одиссея ивана флягина в повести н. с. лескова очарованный странник
Ответы (1)
Можно ли утверждать, что в образе Ивана Флягина воплощена лесковская концепция русского национального характера? В чем она заключается? Над какими вопросами размышляет Н. С. Лесков в повести "Очарованный странник"
Ответы (1)