Задать вопрос
31 января, 15:50

Какую роль в "грозе" играет сцена с ключем?

+2
Ответы (1)
  1. 31 января, 19:00
    0
    В жизни людей бывают моменты, когда им предоставляется выбор пути, одного из двух; он может вести к успеху или к проблемам, или значительнее - к спасению или гибели, к раю или аду. Сказать "да" или "нет" бывает сложно противоречивой человеческой личности, но выбор все же приходится делать. В драме А. Н. Островского "Гроза" подобный выбор - переломный момент развития событий, решающий дальнейшую судьбу главной героини, Катерины Кабановой. Характер Катерины - место столкновения богобоязненности и греховных, противозаконных страстей. Она - "мужняя жена", но влюблена в другого человека; и наступает время выбора, - героине предоставляется манящая возможность совершить этот грех, встретившись с возлюбленным, переступить дозволенное с тем только условием, что об этом не узнают посторонние. Это "сцена с ключом". Дозволенное же в жизни Катерины определено Домостроем. По складу характера она сама себе судья, и закон для нее - не только закон поступков, но и закон мыслей. Одно только противоречит этому - ее разум так свободолюбив, что границы для него установить очень трудно. Она готова к мятежному побегу, когда только станет невмоготу, но - при этом ее разум чист от лжи; и Божья благодать для нее выше чего-либо иного.

    Смуту в ее душу вносит среда "темного царства", дома Кабановых. Ей тесно и душно среди насильно навязанных законов, которые здесь так тяготят ее; для нее этот дом - опостылевшая тюрьма. Здесь Домострой не становится иным, но атмосфера ограниченного существования давит на сознание Катерины она определяет свое состояние скупо, всего один раз делая вывод, в разговоре с Варварой: "Да здесь всё как будто бы из-под неволи ..." В своем стремлении вырваться из плена ее чувства находят словно бы отдушину в искренней любви к приезжему человеку и такой же жертве "темного царства", как и она сама - Борису. Катерина понимает, что это грех и нарушение правил Домостроя, но она не в силах противостоять себе ...

    "Вот погибель-то Вот она" - восклицает Катерина, стоя на пороге трагедии. Ключ от этой беды дает ей Варвара.

    Ключ этот всего лишь отпирает калитку в саду Кабановых, но, переступая через этот порог, Катерина идет на свидание с Борисом, переступает границы и законы, уставы и устои, рушит их внутри себя и - совершает грех, осознанно, но не в силах удержаться. Она поддается соблазну, следуя принципу Варвары, настаивавшей на том, что " ... делай, что хочешь, только бы шито да крыто было"

    Варвара, не имеющая устойчивых внутренних ограничений, вросла в этот темный мир невежества, и за туманом самообманов она не видит греха или не хочет видеть его Она нашла здесь себе место ей хватает ума и способностей для всякого рода мелких преступлений. "Возьми, не укусит он тебя ...", говорит она Катерине, отдавая ключ, настаивая на своем спокойно и равнодушно. Она толкает Катерину на этот поступок, противоречащий законам, не задумываясь о последствиях, не размышляя над совершаемым и тем, как воспринимает это Катерина. Варвара легко организовала встречу Катерины и Бориса, потому что привыкла к подобным "шалостям"; но "шалость" Варвары - это грех Катерины

    Эта женщина не может лгать себе; или стыд, или изобличающая мысль подсказывают ей: "Да что я говорю-то что я себя обманываю?". И стоя с ключом и не в силах принять решение, она понимает свою беззащитность перед своей слабостью: "Мне хоть умереть, да увидеть его [Бориса] ...", отбрасывает предрассудки - грех или не грех, ей уже все равно; ей становится слишком душно в неволе и нелюбви.

    Катерина берет ключ, она принимает свой грех, она берется за протест, она обрекает себя на гибель с самого начала. Она принимает свой грех, переступает через Домострой и все остальные нормы благочестия, и - идет за своей любовью. Ее можно во многом сравнить с Катериной Львовной из повести Н. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"; обе Катерины не задумываются в самый последний миг, и отогнав прочь сомнения, вступают в слепую борьбу с судьбой за свое счастье женщины, не каясь, не сомневаясь и решая окончательно, как решает Катя Кабанова: "Будь что будет, а я Бориса увижу!", и рвутся уже к призрачной мечте: "Ах, кабы ночь поскорее! ... ". Обеих Катерин ждет гибель в минуту эмоций и чувств, в холоде и разочаровании, в неприкаянности и отчаянии - аду души.
Знаете ответ?
Сомневаетесь в ответе?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Какую роль в "грозе" играет сцена с ключем? ...» по предмету 📘 Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы