Задать вопрос
17 июня, 16:00

Что общего и отличительного в произведениях "Ревизор" и "История одного города"

+3
Ответы (1)
  1. 17 июня, 16:29
    +1
    Художественный талант М. Е. Салтыкова-Щедрина и взгляды его на искусство формировались под непосредственным воздействием Н. В. Гоголя и его школы. Гоголь - зачинатель демократического века в развитии русской литературы, а для М. Е. Салтыкова-Щедрина он "родоначальник ... нового, реального направления русской литературы", к которому "волею-неволею примыкают все позднейшие писатели".

    Салтыков-Щедрин и Гоголь понимали общественно-воспитательную роль искусства, видели силу художественного слова в правдивом изображении действительности, считали, что жизненная правда произведений способна оказать благотворное влияние на общество.

    Салтыкова-Щедрина считали преемником Гоголя. Но автор "Истории одного города" создал новый тип политической сатиры, усвоив художественный опыт Гоголя.

    2. Объектом сатирического творчества Салтыкова-Щедрина была не Россия Гоголя. "Последнее время, - писал Салтыков-Щедрин в 1868 году, - создало великое множество типов совершенно новых, существования которых гоголевская сатира и не подозревала. Сверх того, гоголевская сатира сильна была исключительно на почве личной и психологической; ныне же арена сатиры настолько расширилась, что психологический анализ отошел на второй план, вперед же выступили сила вещей и разнообразнейшие отношения к ней человеческой личности". Предмет сатиры времен М. Е. Салтыкова-Щедрина - не "психологический" тип, а та или другая "язва", "моровое поветрие". Сатира преемника Гоголя острее, беспощаднее, емче.

    3. В. Г. Белинский считал Гоголя главой новой реалистической школы. Критик полагал, что "совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой смысла. Он не льстит жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия". Едкая сатира на существующую действительность нашла отражение в произведениях Гоголя, таких, как "Миргород", "Ревизор", "Нос", "Мертвые души". Пошлость и тунеядство помещиков, подлость и ничтожество обывателей обличает в названных произведениях писатель. "Кто же как не автор должен сказать святую правду!" - был уверен Гоголь.

    Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество великого писателя, а в поэме "Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества. Показывая пороки своих героев как результат влияния окружающей среды, Гоголь еще не ставил остро вопрос о личной ответственности конкретных носителей зла.

    Салтыков-Щедрин не только раскрывал зависимость своих сатирических персонажей от общественных условий жизни, но и не снимал с них ответственности за совершенные ими преступления. Герои писателя, разлагаясь при феодально-крепостническом строе, поражали своей подлостью и уродством.

    Творческое наследие Н. В. Гоголя сыграло важную роль в судьбе русской литературы, а М. Е. Салтыков-Щедрин теоретически истолковал и практически развил гоголевские традиции в своих произведениях.

    Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

    1. М. Е. Салтыков-Щедрин - "сатиры смелый властелин". Продолжатель традиций Фонвизина и Гоголя. Щедрин - вершина русской сатиры. Жанровое многообразие произведений Щедрина: романы, повести, очерки, рассказы, пьесы, сказки. Раннее знакомство с особенностями провинциальной бюрократической жизни. Прозрение Щедрина-обличителя. Индивидуальность писателя в создании сказок. Возможности жанра сказки в раскрытии истинного смысла произведения.

    2. Политическое звучание сказок. Раскрытие темы эксплуатации, обличение дворян и чиновников, живущих народным трудом. Переосмысление сказочных образов и сюжетов. Отсутствие в сказках Щедрина счастливых концовок. Резкий социальный контраст - отличительная черта сказок писателя-демократа.

    3. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Изображение двух бывших чиновников, попавших на необитаемый остров. Паразитизм генералов, не принесших никакой пользы государству, неспособность заботиться о себе, обеспечивать себя всем необходимым, несмотря на обилие плодов, рыбы, дичи. В появлении мужика - спасение генералов от неминуемой гибели. Критика автором безропотного поведения мужика, исполняющего их прихоти, готового свить для себя веревку.
Знаете ответ?
Сомневаетесь в ответе?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Что общего и отличительного в произведениях "Ревизор" и "История одного города" ...» по предмету 📘 Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы