Задать вопрос
14 мая, 20:36

Помогите написать сочинение на тему: Тема памяти (Ахматова Реквием)

+2
Ответы (1)
  1. 14 мая, 22:49
    0
    Поэма А. Ахматовой "Реквием" - особое произведение. Это напоминание о всех прошедших неслыханные испытания, это взволнованная исповедь исстрадавшейся человеческой души. "Реквием" - это летопись 30-х годов ХХ века. У Ахматовой спросили, сможет ли она это описать. Спросила незнакомка, стоя в очереди в тюремном коридоре. И Ахматова ответила утвердительно. К теме увековечения своего страшного времени она шла давно, с тех самых пор, когда впервые был арестован ее сын. Это был 1935 год. А потом были еще аресты. То, что выходило из-под ее пера в эти годы, продиктовано не одним лишь личным материнским горем - это горе миллионов, мимо которого Ахматова не могла пройти равнодушно, иначе она не была бы Ахматовой ...

    Поэтесса, стоящая в тюремной очереди, пишет не только о себе, а обо всех женщинах-матерях, говорит о "свойственном всем нам оцепенении". Предисловие к поэме, как и эпиграф, - ключ, помогающий понять, что эта поэма написана, как когда-то "Реквием" Моцарта, "по заказу". Женщина с голубыми губами просит ее об этом как о последней надежде на некое торжество справедливости и правды. И Ахматова берет на себя этот "заказ", этот столь тяжкий долг, нимало не колеблясь, - ведь она будет писать обо всех, в том числе и о самой себе.

    У Ахматовой забрали сына, но она поднялась над собственным материнским страданием и создала поэму о страданиях Матери вообще: Марии - по Иисусу, России - по миллионам погибших ее детей. В поэме показано единство всех женщин - всех страдающих матерей, от Богоматери, "стрелецких женок", жен декабристов до "царскосельских веселых грешниц". И ощущая в своем страдании сопричастность страданию многих, поэтесса смотрит на него как бы со стороны, откуда-то сверху, возможно, с неба:

    Тихо льется тихий Дон,

    Желтый месяц входит в дом.

    Входит в шапке набекрень.

    Видит желтый месяц тень.

    Эта женщина больна,

    Эта женщина одна.

    Муж в могиле, сын в тюрьме,

    Помолитесь обо мне.

    Лишь на пределе, наивысшей точке страдания, возникает эта холодная отрешенность, когда о себе и о своем горе говорится беспристрастно, спокойно, как бы в третьем лице ... Мотив полубредового образа тихого Дона подготавливает другой мотив, еще более страшный - мотив безумия, бреда и полной готовности к смерти или самоубийству:

    Уже безумие крылом

    Души накрыло половину,

    И поит огненным вином,

    И манит в черную долину.

    И поняла я, что ему

    Должна я уступить победу,

    Прислушиваясь к своему

    Уже как бы чужому бреду.

    И не позволит ничего

    Оно мне унести с собою

    (Как ни упрашивай его

    И как ни докучай мольбою) ...

    В какой-то момент наивысшего напряжения страдания можно видеть не только тех, кто рядом во времени, но и всех когда-либо страдавших женщин-матерей одновременно. Объединяясь в страдании, разные времена смотрят друг на друга глазами своих страдающих женщин. Это демонстрирует, например, четвертая часть поэмы. В ней "царскосельская веселая грешница" глядит в глаза той, "трехсотой, с передачею", - это уже столкновение разных женщин. А преодоление временного разлома происходит через ощущение его в себе, когда действительно "сердце пополам" и две половины - это одновременно и одна и та же, и две разные женские жизни. Так и проходит она этот путь - по кругам ада все ниже и ниже,

    и женские фигуры на пути -

    Мне с Морозовою класть поклоны,

    С падчерицей Ирода плясать,

    С дымом улетать с костра Дидоны,

    Чтобы с Жанной на костер опять -

    как памятники страданию. А потом - резкий рывок назад в настоящее, к тюремным очередям Ленинграда. И все оказываются едины перед лицом пытки времени. Никакими словами не передать того, что происходит с матерью, сына которой мучают:

    А туда, где молча Мать стояла,

    Так никто взглянуть и не посмел.

    Это такое же табу, как для Лотовой жены оглянуться. Но поэтесса - оглядывается, смотрит, и как жена Лота застыла соляным столбом, так и она застывает этим памятником - памятником живым, оплакивающим всех страдающих людей ... Такова мука матери из-за распинаемого сына - мука, равносильная муке умирания, но смерть не приходит, человек живет и понимает, что надо жить дальше ... "Каменное слово" падает на "живую грудь", душа должна окаменеть, и когда "надо память до конца убить", то жизнь начинается сначала. И Ахматова соглашается: все это "надо" И как спокойно, по-деловому звучит: "Справлюсь с этим как-нибудь ..." и "У меня сегодня много дела!". Это свидетельствует о своего рода превращении в тень, превращении в памятник ("душа окаменела"), и "снова научиться жить" - значит научиться жить с этим ... "Реквием" Ахматовой - подлинно народное произведение, не только в том смысле, что он отразил великую народную трагедию. Народное прежде всего потому, что "соткан" из простых, "подслушанных" слов. "Реквием", исполненный большой поэтической экспрессии и гражданского звучания, выразил свое время, страдающую душу матери, страдающую душу народа ...
Знаете ответ?
Сомневаетесь в ответе?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Помогите написать сочинение на тему: Тема памяти (Ахматова Реквием) ...» по предмету 📘 Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы