Задать вопрос
20 апреля, 13:19

Сколько животных перевозят казахскую юрту при кочевке

+1
Ответы (1)
  1. 20 апреля, 16:05
    0
    В кочевом быту казахов аул представлял группу юрт, объединенную по хозяйственному и семейному признаку. Аул имел свои постоянные урочища для кочевки: к о к т е у - весеннее, ж а й л я у - летнее, к у з е у - осеннее и к с т а у - зимнее, где были выстроены деревянные и глиняные постройки.

    Урочища эти закреплялись за данным аулом по соглашению между старейшинами родов и были постоянной причиной раздора между отдельными аулами и целыми родами.

    Хозяином аула являлся зажиточный человек, глава семьи, бай или старейшина, и аул назывался по его имени. Его "Большая юрта" ставилась на краю аула, за ней по дуге располагались о та у ("Молодые юрты") женатых сыновей, затем ближайших родственников, специальные "Гостиные юрты" для приезжающих и дальше - юрты "соседей", обслуживающих аул.

    На этом краю аула устраивался к о т а и - открытый загон для овец, ж е л и - привязь для жеребят, ставились юрты для варки сыра и т. д. Сыновья и ближайшая родня хозяина аула кочевали вместе с ним до тех пор, пока поголовье аульного стада не превосходило установленного количества, когда общий водопой, пастьба и уход за скотом становились уже неудобными (так, например, нельзя держать в отаре более тысячи овец).

    Тогда члены семьи выделялись из "Большого аула" отца со своим скотом, юртами и "соседями", образуя новый самостоятельный аул, кочующий и зимующий отдельно, но обычно по соседству.

    Все хозяйственные работы в ауле несли "соседи" - бедная родня или батраки, получавшие натуральную оплату в виде доли удоя, шерсти, обусловленного количества голов скота на убой: табунщики, пастухи, чабаны, доильщики, повара, водовозы и т. п.

    Беднейшая часть "соседей" - ж а т а к и - не уходила с аулом в сезонную кочевку, оставаясь на зимовке охранять постройки. Все богатые эксплуатировали труд жатаков - самой обездоленной части степного населения позднего средневековья, вынужденной оседать за неимением собственного скота.

    Жатаки, дословно - "лежащие", занимались строительством и ремонтом зимних стоянок - кыстау, с их жилыми и хозяйственными постройками, заготовкой сена для байского скота, которого далеко не всегда хватало на зиму, примитивным земледелием на речных заводях, вокруг пресных озер.

    Все богатство у жатака состояло, как правило, из одной или двух молочных коров, верблюда и лошади в качестве тягловой силы. Овец и коз у него почти не было. "Кочевой степняк ест, пьет и одевается скотом, - писал в свое время Чокан Валиханов, - для него скот дороже своего спокойствия.

    Кочевали обычно аулом - подвижным селением, связанным родственными узами или хозяйственными выгодами, придерживаясь, во избежание столкновений с соседями, одних и тех же урочищ, колодцев.

    В урочищах с обилием травы, хорошим водопоем аул располагался на несколько дней, а если позволяли условия, и больше. В безлюдных пустынях со скудным травостоем стоянки сокращались до 2 - 3 дней.

    Этот вид кочевания у казахов принято считать "меридианальным", т. е. с юга на север и с севера на юг. Для казахов старшего жуза летними кочевьями служили предгорья и горы Алтая, Тарбагатая, Джунгарского, Заилийского и Таласского Алатау.
Знаете ответ?
Сомневаетесь в ответе?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Сколько животных перевозят казахскую юрту при кочевке ...» по предмету 📘 История, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы