Задать вопрос
27 сентября, 04:44

Доклад о Древнерусской культуре (кратко)

+3
Ответы (1)
  1. 27 сентября, 05:47
    0
    Развивалась она, прежде всего, как вокальная музыка. Истоки ее в народной русской песне. В народной песне отражалась вся жизнь народа (труд, быт, вера и т. д.). Из самых древних песен известны колыбельные, календарные песни (языческие песни, связанные со временем года - весенние песни и др.). У них узкий диапазон. 9-12 века - время Киевской Руси. В 988 году Русь приняла христианство. Оно пришло из Византии. Образовалось 3 основных очага музыкальной культуры: 1) Народная песня. В народной песне есть связь с язычеством. Из народа выделялись талантливые люди - скоморохи. Они веселил народ, исполняя не только музыкальные номера, но и цирковые. Они подвергались гонению со стороны церкви. Церковь не одобряла инструментальную музыку. Она признавала только вокально-духовную музыку. 2) Княжеский двор. Здесь центральной фигурой был певец-сказитель, который сочинял и пел нараспев песни и былины о ратных подвигах князя и его дружины. Аккомпанировал он себе на гуслях. При дворе использовали и другие инструменты - домру, рожки, гудок (струнный инструмент, имеющий 3 струны и смычок). 3) Церковь. Это - самый важный очаг. Развивалась письменность, иконопись. Появился "знаменный распев" (11-17 вв.). Это - молитвы-песнопения, которые исполнял мужской хор унисон. По характеру - суровые напевы, имеющие плавную мелодию и узкий диапазон. Записывались эти распевы знаменами (знаками), некоторые из которых - крюки. Они не означали точной высоты, а только направление мелодии (вверх или вниз). Эти распевы сочиняли монахи-распевщики. Самые известные из них - Федор Крестьянин (одно из наиболее известных произведений - "Стихира"), Савва Рогов. Тексты сначала переводились с византийского. В 16 веке знаменные распевы писал сам Иван IV (грозный). В дальнейшем знаменный распев стал одним из источников русской музыкальной классики (Рахманинов, Мусоргский и др.). В 12-15 веках выделялось Новгородское княжество. Здесь музыкальное искусство несколько отличалось. Народ жил хорошо. Расцветало скоморошество (здесь оно не подвергалось гонению церкви). Слагались былины, но в них прославляли не подвиги князя, а ловкость, смекалку. Конец 14-го - 16 вв. - время Московской Руси. В это время правили Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный (16 век), который объединил Русь и взял у татар Казань. О взятии Казани складывали песни и былины. При дворе Ивана IV музыка получила большое развитие. Из-за границы он привез орган, клавикорды, создал "Хор государственных певчих дьяк". Это - время расцвета знаменного пения. Богослужения отличались пышностью. В это же время появилось первое русское многоголосие (знаменный распев - одноголосие). Стало появляться строчное пение - основной голос и голоса ниже и выше от основного голоса. Дьяк Иван Шайдуров ввел новую запись - "киноварные пометы", в которых уже фиксировалась высота звука. Запись стала более совершенной. В 17 веке знаменный распев исчез. 1613 г. - начало династии Романовых (Михаил). Складывается русская нация. Возникают народные бунты. Вся эта жизнь отразилась и в народных песнях - песни-вольницы, сатирические песни. Возник новый жанр - лирическая народная песня (лирическая протяжная). Это, прежде всего, песни о тяжелой женской доле (медленные, выразительные, страдальческие). Один из ярких примеров этого жанра - песня "Лучинушка". Развивалось русское многоголосие. Во многом это связано с тем, что к России присоединилась Украина, в которой сказывалось влияние польской католической музыки (хоральное пение). Развивалось "партесное пение" - пение по партиям. Высший жанр партесного пения - духовный хоровой концерт. Это - грандиозное хоровое произведение для многих голосов (аккордовое мышление). Обязательно должны были отсутствовать инструменты. Партесные концерты писал Василий Титов (написал концерт в честь полтавской победы - 12 голосов), Николай Бавыкин. В 17 веке возникли и новые светские жанры - канты и псалмы (отличие состояло только в тексте). В кантах - светский текст, а в псалмах - духовный текст. Эти жанры имеют свои особенности - 3 голоса, в которых 2 верхних голоса параллельны, а бас - гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке - в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические канты (хвалебные) в честь побед Петра I. Они имели кварто-квинтовые интонации и были энергичные. Форма в них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку: Глинка - заключительный хор "Ивана Сусанина" ("Славься") - 3 голоса, склад канта (имеет черты гимна и марша) ; так же это проявляется в финале симфонии Глазунова.
Знаете ответ?
Сомневаетесь в ответе?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Доклад о Древнерусской культуре (кратко) ...» по предмету 📘 История, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы